Интервью с основателем LACRIMOSA Тило Волфом, приуроченное к выходу в 1995 году альбома "Inferno"
С тех пор как появилась LACRIMOSA, приходится гово- рить уже о новом образовании в области Hard&Heavy, которое корнями уходит в Gothic и Dark Wave и, следовательно, не укладывается ни в одно из общепринятых понятий. Наряду с успешным туром можно отметить взлет в чартах последнего альбома "Inferno". В этот факт не может окон- чательно поверить и сам Тило Вольф - солист и основатель LACRIMOSA.
По его словам, все начиналось совершенно безобидно: Изначально я лишь хотел окружить мои тексты какими-нибудь звуковыми коллажами...
Какие тексты? Ну, раньше я писал короткие истории, рассказы или просто тексты. А потом у меня появилась идея, что можно было бы все это озвучить фоновыми шумами. И однажды, будучи на студии, я попробовал воплотить идею, и это меня захватило. В итоге звуковые коллажи вылились в музыку.
После этого образовался проект LACRIMOSA, состоящий из одного человека. Как получилось, что ты стал работать вместе с Анне Нурми? С момента создания LACRIMOSA я хотел работать с одной своей подругой. Но мы слишком быстро рассорились. С тех пор я искал ей замену. Не то чтобы очень активно, но идея постоянно присутствовала. Однако, так как я искал не просто хороший голос, а ту, которая может выразить и чувства, все это длилось достаточного долго - вплоть до выхода четвертого альбома. В Анне я нашел как раз то, что нужно.
И так как у вас одинаковые музыкальные корни, конфликты удерживаются в рамках... На следующем диске Анне будет больше петь и, надеюсь, больше сочинять, и песни, которые попадут на альбом, выражают то, что должно быть выражено в соответствии с чувствами, неважно - мои это песни или Анне. В общем, мы находимся примерно на одном уровне, поэтому никто из нас не боится, что, в конце концов, на пластинке окажется то, что кому-то из нас не по душе.
Как обстоят дела с остальными музыкантами? Они снова сменятся? Нет. Хотя и сложилось так, что в данный момент LACRIMOSA - это я и Анне, но АС и Ян (ударник и гитарист - прим. ред.) еще какое- то время останутся и в студии и на сцене, так как их работа нас полностью удовлетворяет. Они, правда, не будут писать песен, но будут участвовать в претворении их в жизнь, так что в настоящее время мы просто прекрасная команда.
По сравнению с предыдущими работами "Inferno" стал относительно тяжелее. Каким образом это произошло? В принципе я бы не назвал стиль LACRIMOSA готическим роком или металлом. Я полагаю, что на "Inferno" гитары были впервые записаны как полагается, но я бы не сказал, что это металлические гитары. "Inferno" и "Satura" не слишком расходятся в музыкальном плане, но что касается продюсерской работы, то это небо и земля. Я хотел получить именно такой гитарный саунд потому, что с одной стороны я сам с удовольствием слушаю металл, а с другой - потому, что по содержанию, "Inferno" должен был быть помпезным, излучать достаточно энергии.
Ты наверняка слушаешь не только метал? Кроме джаза, регги, хип-хопа и техно я слушаю практически все, включая классику и прочее. Все зависит от того, как слушать музыку, а я слушаю ее так, как я ее делаю, т.е. сердцем. В общем же для моих музыкальных пристрастий характерно следующее: чем жеще, тем лучше, но с другой стороны мне очень нравится чувственная и депрессивная музыка. Случается, что после прослушивания весьма жестких вещей или пассажей, мне необходимо что-нибудь спокойное, т.е. прямо противоположное.
Тексты на новой пластинке очень интересны, но в то же время чрезвычайно абстрактны. О чем все-таки в них речь? В принципе "Inferno" - это хвалебная песнь жизни. Возможно, это немного сбивает с толку, но ведь на пластинках LACRIMOSA рассказывается постоянно одна и та же история, и если рассматривать "Inferno" относительно его предшественников, то можно увидеть сходную, особенно с "Satura", концепцию построения. Я не собираюсь впредь разбирать по полочкам и объяснять тексты, т.к. считаю, что произведение искусства не обязательно должно нести в себе опре- деленное послание, как, например, "не кончайте жизнь самоубийством" и т.д. Эта идея может скрываться где-то внутри, но никогда не будет высказана открыто. Искусство не должно позволять себе каким-либо образом влиять на зрителя или слушателя, ему дозволено лишь открывать двери и указывать путь. Все остальное - не искусство, а политика. И с LACRIMOSA дело обстоит так, что каждый, кто слушает песни или читает тексты, может составить свое собственное представление. Обычно я пишу свои тексты в такие моменты, когда я отнюдь не в праздничном настроении. Поэтому и чувства не всегда позитивны. Для меня было очень важно показать на "Inferno", что жизнь имеет не только светлые стороны, но, что именно поэтому стоит бороться, снова и снова вставать, и снова продолжать бороться. Я люблю жизнь и благодарен ей, что могу каждое утро вставать здоровым, и не имею никакого желания затягивать на шее петлю. Такая точка зрения, возможно, существует еще потому, что у меня были и другие моменты, благодаря которым я научился ценить жизнь. Именно поэтому пластинки LACRIMOSA, и, прежде всего две последние ("Satura" и "Inferno" - прим. пер.), носят позитивный характер.
На переднем плане в твоих текстах стоит лишь выражение собственных чувств, или же ты все-таки хочешь в какой-то мере повлиять на слушателя? Любой творческий человек, который делает свои произведения достоянием общественности, а потом говорит, что он творит только для себя, в некотором роде лжет. В начале я создавал для себя самого, но со временем эта ситуация изменилась. И я тем более хочу оказывать какое-то влияние, когда радуюсь, получая письма от людей, которые пишут, что испытывают схожие чувства, и что моя музыка и прежде всего тексты, придают им силы. Я претендую лишь на то, чтобы давать с помощью моей музыки силу другим людям, и конечно я очень рад, если мне удается уберечь того или иного человека от самоубийства.
Всегда ли реакция на тексты та, которую ты ожидаешь? В основном - да. Случается, конечно, что люди просто не понимают тексты и позволяют себе такие интерпретации, которые имеют к моим текстам не большее отношение, чем пицца. Иногда, когда люди интерпретируют все в негативном направлении, я начинаю спрашивать себя: имею ли я вообще право писать подобные тексты? Опасность, что кто-нибудь поймет их неверно, т.е. негативно, конечно же, существует. И я был бы обязан умереть, если все, что я делаю, все мое существование, побудило бы кого-нибудь выброситься из окна...
Швейцарская группа Lacrimosa (лат. «полная слез») стала на сегодняшний день одним из лидеров весьма широкого и расплывчатого музыкального направления, коротко называемого «готика». Хотя чётко определить жанр группы достаточно сложно: журнал Imhoter называет Lacrimosa королями жанра dark gothic rock, тут, конечно, можно спорить до потери пульса, так как ответвлений в готике пруд пруди, но скорее всего, FAQ http://www.gothic.ru справедливо определил «Лакримозу» как gothic metaL Интересно, что на ранних альбомах группы на этот стиль нет даже и намёка. В общем и целом, соединив в своей музыке элементы традиционного готик-рока, металла, классики и (на ранней стадии творчества) darkwave, группе удалось добиться признания у очень широкой аудитории, среди которой есть как готы и металлисты, так и люди, довольно далёкие от подобного рода музыки. Вообще, связь классической и (тяжёлой) готической музыки очень сильна. На сайте Hall of Sermon написаны слова — перевод строки одной из песен Lacrimosa — «The dream has led me and I will follow it into the glowing fire»... Наверное, эту фразу можно назвать девизом творчества группы. По словам Тило Вольфа (основателя и вокалиста группы), музыка Lacrimosa является " . интеллектуальной, она дает человеку шанс погрузится в мир сложных эмоций, мир
Lacrimosa, и вполне естественно, что это музыка не для всех. А начиналось все в 1990-м году с молодого человека по имени Тило Вольф (Tilo Wolff). Тило родился в 1972 году во Франкфурте-на-Майне (Германия), но вскоре переехал в соседнюю Швейцарию, точнее, ее немецко-говорящую область. Искусством Тило увлекался с самого детства — он писал рассказы и играл на трубе, но только к 17-и годам у него появилась идея озвучить свои литературные опусы. Специально для этого Тило пришлось учиться играть на пианино, попутно он освоил и разного рода синтезаторы, так что вполне мог творить музыку без посторонней помощи. В полном одиночестве он записал первую кассету Clamor с двумя песнями — Requiem и Seele In Not («Душа в беде»), обе они впоследствии вошли в первый альбом Лакримозы.
В то время Тило писал лирику исключительно на немецком языке. «Я считал, что глупо петь на английском, если он не твой родной язык», — рассказывал много лет спустя лидер Лакримозы. — «Для меня стихи являются очень важным элементом песни, и многие свои сочинения я был просто не в состоянии перевести. Тем более я не мог доверить их перевод кому-то другому. В родном языке ты чувствуешь каждое слово, его значение. Ты можешь играть с ним так, как тебе заблагорассудится. С английским языком подобного я делать не мог».
К 1991 году у Тило накопилось материала на целый альбом, который он также записал самостоятельно. Однако ни одна фирма грамзаписи не заинтересовалась никому не известным швейцарским готом, и «непризнанный гений» решился на отчаянный шаг — основал собственную звукозаписывающую контору. Делового опыта у Тило не было, так что всему пришлось учиться методом проб и ошибок, но его фирма Hall Of Sermon все-таки выжила и теперь пользуется немалым авторитетом, как на готической, так и на металлической сцене. Первый диск пока еще безымянного проекта Тило назывался Angst («Страх») и не имел практически ничего общего с музыкой Лакримозы дня сегодняшнего. Полностью электронное минималистическое звучание, отсутствие гитар, хоров, симфонических элементов, отстранённый вокал Тило, повествующий о таинствах жизни и смерти, любви и одиночестве— этот диск скорее относится к darkwave, чем к готик-року и тем более готик-металлу. Несмотря на тотальную андерграундность, альбом имел заметный успех — за полгода было продано 1000 экземпляров. Первоначально он был выпущен на виниле, а компакт-диск вышел только полтора года спустя. На обложке Angst впервые появилось имя группы — Lacrimosa. «Я большой любитель классической музыки,— говорит Тило. — Классические произведения, как известно, писались по поводу каких-то знаменательных событий, будь то победа на войне, рождение монарха, его восшествие на престол или даже его смерть. Мой любимый композитор — Моцарт, а его любимое произведение последний реквием. Вы, наверное, помните историю, когда к больному Моцарту пришёл незнакомец и, предложив большую сумму денег, заказал у него реквием — похоронную песнь. Моцарт был очень болен и знал, что скоро умрёт. Поэтому он решил написать произведение, которое бы превосходило все созданное им ранее. И он написал его. В день своей смерти Моцарт репетировал самую трагическую часть реквиема — «Лакримозу». Красота произведения и история его создания впечатлили меня настолько, что я выбрал его в качестве названия своего проекта».
Звучанием Angst Тило остался недоволен, оно мало походило на звучание его любимых групп. Поэтому перед записью второго диска было принято решение ввести в музыку живые инструменты и пригласить сессионных музыкантов. Первым из них стал друг Тило по имени Штелио Диамантопоулос (Stelio Diamantopoulos), он играл на бас-гитаре (помимо этого, Штелио является автором обложек всех релизов группы по сегодняшний день). Тот же Штелио привел на запись знакомого гитариста Роланда Талера (Roland Thaler), который загадочно растворился сразу после окончания работы в студии. Кроме вышеупомянутых личностей, на диске Einsamkeit («Одиночество») играют клавишник Philippe Aloith и скрипач Eric The Phantom.
Перемены в музыке пришлись по вкусу поклонникам группы, и продажи диска значительно улучшились. Следующий диск Satura вышел в 1993 году и был выдержан в том же направлении, несмотря на практически полную смену состава группы (от старых музыкантов остался лишь Алиот). Альбом предварял миньон Alles Luge («Всё ложь»), и заглавная песня стала первым хитом группы. Воодушевлённый успехом, Тило решается наконец представить свою музыку живьём. Первый концерт был дан в Лейпциге в том же 1993 году. Говорит Тило: «На сцене я очень волновался, передо мной была большая толпа, которая кричала, размахивала руками и хватала меня за штаны. Все это было очень необычно, даже немного неприятно, что ли. Да туг еще надо было концентрироваться на игре (на живых выступлениях Тило, помимо вокала, выполняет функции клавишника — прим. авт.). В общем, простоял весь концерт на одном месте.»
Lacrimosa стала заметным явлением на готической сцене Германии и Швейцарии. Ведущие готические журналы типа Zillo или Orkus обратили внимание на Тило и его проект и стали регулярно публиковать о нем статьи. Однако Тило опять был недоволен и стал подумывать о радикальных переменах в своей жизни и музыке. Все решилось достаточно просто. В конце 1993 года гастрольная трасса свела Лакримозу с финской группой Two Witches. Вокалистка финских готик-рокеров по имени Анне Нурми (Anne Nurmi) произвела на Тило неизгладимое впечатление. Узнав о том, что Two Witches находятся на грани распада, он немедленно предложил Анне стать второй постоянной участницей «Лакримозы» и его партнёршей по фирме Hall Of Sermon. Говорят, правда, что отношения Анне и Тило не ограничиваются деловым и музыкальным партнёрством, но с журналистами они на эту тему никогда не откровенничают, ограничиваясь дежурной фразой: «Надеемся, что вы отнесётесь с пониманием к тому, что мы принципиально не отвечаем на вопросы, касающиеся нашей личной жизни».
Вторым по значимости приобретением группы стал очень сильный барабанщик ЭйСи (АС), известный по записям и концертам в составе немецкой power/speed metal легенды Running Wild. ЭйСи записал с Running Wild два диска Blazon Stone и First Years Of Piracy (оба 1991 г.), а также несколько мини-альбомов. С его приходом у «Лакримозы» впервые появились живые ударные, которые стали ключевым элементом нового, более металлического звучания группы. Именно он лег в основу следующих работ Тило и Анне — миньона Schakal («Шакал») 1994 года и полноценного диска Inferno («Ад»), который вышел год спустя.
Старые поклонники Лакримозы были немало удивлены, услышав на альбоме darkwave команды мощные барабаны, металлические гитары, оркестровое звучание клавишных и хор на подпевках. Более того, на некоторых вещах стала петь Анне, причём петь по-английски, так как немецкого она тогда не знала. Тило не отставал — он выдал 100-процентный готик-роковый хит Copycat, тоже на неродном языке. Inferno не добавил группе популярности среди готов, зато вывел её на новый рынок — металлический. Как раз в то время бывшие doom/death команды типа Tiamat, Lake Of Tears, Paradise Lost и Theatre Of Tragedy стремительно теряли интерес к брутальности и открывали для себя атмосферу и мелодичность, присущие готике. «Лакримоза», двигаясь в обратном направлении, попала как раз в струю увлечения такой музыкой. Ее даже стали называть doom-группой, хотя, на мой взгляд, определение готик-металл гораздо больше подходит к их музыке (сами музыканты заявляют, что играют dark gothic rock).
Значительные изменения произошли и в имидже «Лакримозы». С приходом Анне, к ирокезу и традиционному готскому макияжу Тило, черно-белым обложкам альбомов и неизменному арлекину в логотипе добавились элементы садо-мазохизма. Всю специализированную прессу (в том числе и российскую) обошла фотография скованной цепями Анне в кожаном S&M прикиде и Тило, замахивающемся на неё плёткой. Нечто подобное можно наблюдать также в клипах Copycat и Stolzes Herz (мини-альбом с этой песней вышел в следующем, 1996 году).
Вслед за Stolzes Herz («Гордое сердце»), на рынке появился новый альбом Stille («Тишина, затишье»). Диск разделил поклонников «Лакримозы» на два враждующих лагеря. Многие старые фэны не приняли перемен в музыке группы, обвинив музыкантов в коммерциализации и упрощении композиций с целью завоевания более широкой аудитории. А вот те, кто познакомился с «Лакримозой» после выхода Inferno, были от диска в полном восторге. На нем музыка группы стала еще более тяжелой и агрессивной (кое-где попадаются почти блэкметаллические фрагменты), в то же время сохранив мелодичность и традиционную для группы вязкую, таинственную и трагическую атмосферу. Возможно, Stille более доступен для восприятия неподготовленным слушателем, чем ранние записи «Лакримозы», но в наличии вкуса и мелодического дара его авторам вряд ли можно отказать. На Stille Анне Нурми написала две песни — Not Every Pain Hurts и Make It End, она же полностью исполнила в них вокальные партии. Остальной материал этого 70-минутного альбома сочинил, как и раньше, сам Тило. Помимо двух лидеров и Эй Си, в составе Лакримозы с 1996 года по сегодняшний день играют басист Джей Пи (3ay Р.) и гитарист Саша Гербиг (Sascha Gerbig). В студии группе помогает клавишник и аранжировщик Готфрид Кох (Gottfried Koch) (он же исполняет часть партий акустической гитары), а на концертах играет ещё один гитарист Пизел Кустнер (3. Piesel Kustner) (в прошлом гитарный техник Rage и Running Wild, а с лета 2000 года постоянный гитарист еще одной знаменитой speed metal группы — Iron Saviour). Продюсировал три последних диска Жан-Пьер Генкель (3ean Pierre Genkel), известный также по работе с Therion.
Несмотря на неоднозначное мнение фэнов по поводу нового альбома, Stille стал самым коммерчески успешным диском «Лакримозы». Вслед за его выходом группа отправилась в большое турне, в ходе которого был записан материал для концертного двойника, который увидел свет в 1998 году под простым и ёмким названием Live. По словам Тило, «наши концертные песни всегда отличались от студийных вариантов: новые аранжировки, кое-где даже дополнительные тексты. Вот мы и подумали, что людям, которые никогда не были на наших концертах, будет интересно хотя бы услышать нас живьём». Особенно интересно звучат на концертнике песни с первых трёх альбомов — тяжёлая версия Seele in Not с диска Angst превращается в натуральную вокальную истерику под чуть ли не трэш-металлический аккомпанемент.
Работа над новым альбомом, который получил название Elodia (Элоида — богиня зари в древнегреческой мифологии), несколько затянулась. Ещё бы, ведь для его записи «Лакримоза» решила использовать Лондонский симфонический оркестр и несколько хоров. Оркестр писался в знаменитой студии Abbey Road в Лондоне (там в свое время работали The BeatLes), а остальные инструменты и вокал в студии Пьера Генкеля Impuls Tonstudios в Германии. В общей сложности, на диске отметилось 187 (!) певцов и инструменталистов. Elodia — это рок-опера в трех актах, повествующая о двух влюблённых, чья любовь со временем начинает ослабевать. «Так происходит из-за того, что каждого из них все меньше заботят желания и мысли другого,— объясняет Анне. — Их эгоизм начинает все больше преобладать, и любовь постепенно уходит. В трёх действиях нашей оперы рассказывается о том, как зарождалась их симпатия друг к другу, как они были близки и как трагично все окончилось».
В период подготовки диска Тило Вольф успел поучаствовать ещё в нескольких интересных проектах. В начале 1999 года немецкие трэшеры Kreator пригласили лидера Лакримозы для записи вокала к заглавной песне их экспериментального диска Endorama. Зловещий голос Тило как нельзя лучше подошел песне, повествующей о грядущем Апокалипсисе, причём звучит он там куда агрессивнее, чем пение основного вокалиста Kreator Милле. Видимо, эксперименты с металлом так вдохновили Тило, что он связался с еще одним экстремальным коллективом — его земляками SamaeL Бывшие блэкстеры, а ныне мастера tribal и sci-fi ритмов сделали ремикс на старый хит «Лакримозы» Copycat, оставив от него только текст. Новый индустриально — психоделический вариант этого готик-рокового боевика можно услышать на мини-альбоме ALLeine zu Zweit («Одинокие вдвоём»), который был издан за пару месяцев до выхода «Элодии».
В 2001 году выходят сразу 2 альбома: Der Morgen Danach («На следующее угро») и Fassade («Фасад»). Последний представляет собой глубокий анализ человеческой психики и противостояния между существующими религиозными догматами и чувствами человека. Группа работала буквально над каждой нотой, привлекая к записи музыкантов различных жанров: оперы, классики, металла, рока и даже джаза, что в свою очередь не могло не сказаться на музыке... Она буквально «ожила». В ней чувствуется дух и эмоции каждого приглашённого для записи музыканта. Для придания музыке большей проникновенности и романтики Лакримоза пригласила для записи оркестровых партий Немецкий оркестр Бабельсберга (German Film Orchestra Babelsberg) и Филармонический оркестр. Альбом получился очень чувственным и личным... Атмосферность музыки приобрела новое качество: композиции расположены таким образом, что они перетекают одна в другую и выражают на языке музыки все человеческие эмоции, так что слушающий попадает в ураган чувств уже с первого звука, и не в силах вырваться из негo до последней ноты, ведомый звучным пением Тило и Анне...
В 2003 году вышел альбом Echos, который предварил сингл 2002 года Durch Nacht und Flut(«Сквозь ночь и пучину»). Музыка на сингле заставила ожидать весьма необычного и нового, более мелодичного звучания «Лакримозы». Но... предсказать Лакримозу невозможно: ожидания не оправдались. Ещё никогда раньше Тило Вольф не пел так величественно, прозрачно, с таким надрывом и переживанием, как на этом альбоме, причём абсолютно во всех композициях, что в свою очередь охарактеризовало его как талантливейшего композитора, аранжировщика и вокалиста... Эмоциональность, надрыв и боль в пении Тило особенно чувствуется в песнях Sacrifice («Жертва») и Die Schreie sind verstummt («Крики умолкли»), которые тут же заставляют на себе прочувствовать ситуации, описанные в песнях. Каждая композиция данного альбома — отдельная история, отдельная глава, но в то же время альбом очень целостный и гармоничный, песни формируют прочную цепь и переплетение сюжетов.
И вот, в 2005 году выходит новый альбом Lacrimosa, который называется Lichtgestalt. После выхода Echos, который поразил мир своей мелодичностью, новый альбом, по словам Tilo, должен был кардинально отличаться от предыдущего в сторону утяжеления музыки. Так и произошло. Альбом начинается с 3 удивительно красивых, мелодичных и одновременно тяжёлых композиций – Sapphire, Kelch der Liebe и Lichtgestalt. Конечно и остальные песни представляют из себя потенциальные хиты, чего только стоит My last goodbye. Альбом пронизан сюжетной линией любви, которая прослеживается практически в каждой песне. Но самое удивительное и поразительное, чем знаменателен выход нового альбома Lacrimosa – это концертный тур, который последовал за выходом альбома. «Чем же примечателен ЭТОТ концертный тур?» – спросите вы, - «ДА тем что Lacrimosa едет в Москву» …. Впервые, за всю свою историю Lacrimosa решается приехать в Россию. Концерт намечен на 10 июня 2005 года, мы все в преддверии это феерического зрелища!
2 декабря 2005 года состоялся релиз нового мини-альбома (макси-сингла) Lacrimosa. Новое творение получило имя: Lichtgestalten. Стилистически и идейно этот альбом является продолжением предыдущего Lichtgestalt, но содержит в себе и оттенки эхоса. На этот альбом вошли две совершенно новые композиции: Unerkannt и Skintight. Помимо этих двух новых песен на диске присутствуют ремикс от Snake Skin на песню Lichtgestalt, сама песня, + самая агрессивная композиция Lacrimosa - Road To Pain и неожиданный Siehst Du mich im Licht? - Atrocity ReVersion, который представляет собой не что иное, как перерелиз давно известного хита. А на российской версии диска также присутствует Seele in Not (Demo-Version). Оформлением диска занимался Иакима Лютке, который по просьбе Tilo стилизовал новый диск под виниловый EP, ака – сорокопятку. Одновременно с выходом нового альбомо-сингла состоялся выход первого DVD Лакримозы содержащий все клипы. На новый двд вошли все ранее изданные и неизданные клипы Lacrimosa и долгожданный клип Lichtgestalt, который стал настоящим подарком для всех поклонников Группы Lacrimosa.
Следующим, что шокировалло российских фанатов стала информация о концертах в москве летом 2006 года. Планировалось провести сразу два концерта, один из которых должен был пройти в ДКГ, а другой - в Точке. Датами предстоящих концертов стали 9 и 10 июня соответственно. Запланированные концерты прошли на ура, Lacrimosa и российские фанаты стали ещё ближе друг к другу!
По окончанию самого длинного в своей истории турне в поддержку альбома Lichtgestalt, Lacrimosa выпускает второй живой альбом и двд, на котором записана некая смесь фильма о группе и записей с того самого турне. Оба диска называются Lichtjachre. Диск увидел свет 29 июня 2007 года!
---------------------- Внимание: уважайте труд других - при перепечатке информации данного раздела ссылка на www.LacrimosaFAN.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!
В прошлом месяце LACRIMOSA представила концертную версию своего последнего альбома Stille. Тур закончился выступлением перед французскими фэнами в Париже. Оркус побеседовал с Тило Вольфом о новом альбоме и других вещах...
Ваше новейшее произведение называется "Stille" (тишина) - почему?
На то есть несколько причин. Во-первых, каждая новая пластинка стыкуется с предыдущей. Последняя песня предыдущей пластинки получает продолжение в первой песне следующего альбома. Последней песней на альбоме "Inferno" была "Der Kelch des Lebens" (Чаша жизни), которая заканчивалась словами "мечта ведет меня, и я последую за ней в самое пекло". Если представить себе теперь, что вышел из пекла, клубы тумана расступились, а за ними - первый новый день. Именно поэтому "Der erste Tag" (первый день) - заглавная композиция на "Stille". Она отражает внутреннее спокойствие, зрелость и равновесие, обретенные через все пережитое. Это основная причина, почему альбом называется именно "Stille". Другая причина кроется в текстах. Тексты очень глубокие, очень личные и честные. Требуется абсолютная тишина, чтобы писать такие тексты - мне было необходимо внутреннее спокойствие - и чтобы понять их. Кроме того, я полагал, что альбом будет намного жестче, и был впоследствии сам немало удивлен, так как он получился относительно спокойным. Он очень динамичен, на нем есть как громкие и быстрые, так и спокойные вещи.
То есть это означает не возвращение к истокам "Angst" или "Einsamkeit" (принципом которых было "спокойствие, но не застой"), а дальнейшее развитие?
И да, и нет. Некоторый возврат к ранним вещам присутствует. Если "Inferno" сравнивать с "Angst", то "Stille" можно сравнить с "Einsamkeit". Если рассматривать композицию альбома, то можно увидеть, что "Inferno" похож на "Angst", хотя это случайное совпадение. Я сам удивился. И, естественно, мне было интересно, не произойдет ли нечто подобное со "Stille". И действительно, параллели с "Einsamkeit" имеют место. Но это случилось непреднамеренно. В любом случае, я не назвал бы это застоем. Напротив, скорее прорывом. Прорывом в, так сказать, новый мир. Первый день - как вопрос к самому себе: где я, откуда я, что я пережил и что будет дальше? Вначале это самоотрицание, затем определение, и остаток пластинки представляет собой очень сильный прорыв. Об этом свидетельствует сингл "Stolzes Herz". Никогда еще Lacrimosa не выпускала столь разнообразного и динамичного альбома, как "Stille", который, однако, именно поэтому выглядит скромным. "Stille"- очень "прямой" альбом.
Вы выбрали "Stolzes Herz" в качестве сингла из-за того, что он символизирует этот прорыв?
Не только. Lacrimosa существует за счет текстов. Это то, что я выражаю посредством Lacrimosa. До сих пор у меня не получалось действовать таким образом. Я всегда боялся, что не смогу реализовать эту силу. Конечно, я мог бы писать тексты в два этапа, начало - когда плохое настроение, затем середину или припев - когда мне уже лучше. Я даже хотел писать лежа на полу. Во время написания вобрать в себя силу, чтобы затем выразить ее в словах..., когда человек пишет - это своего рода самотерапия, выписать и излить в крике все, что лежит на душе. С той целью, что это кому-то поможет впоследствии. И когда мысль о том, что кому-то станет лучше, привносится в текст, он получает большое смысловое значение. Также важен тот момент, что человек снова выходит на свет, снова видит позитивные стороны, а не топит себя в самосожалении. До сих пор мне не удавалось в полной мере использовать такую силу и мужество, чтобы выразить их через слово и музыку. А в случае со "Stolzes Herz" у меня все получилось, и когда песня была готова, я подумал: ну и что, что песня некоммерческая, она все равно должна выйти синглом. Для Lacrimosa это важная тема.
Откуда ты черпаешь силы, чтобы столь громко выражать свои чувства. Не боишься ли ты, что это может быть расценено как слабость?
Я думаю, что показать свою слабость - это одна из сильных сторон человека. Очень просто не выказывать слабость. Человек усложняет сосуществование с себе подобными потому, что он не способен показать свою слабость. У каждого есть слабые стороны. Особые проблемы возникают с этим, в основном, у мужского пола. Свою силу я черпаю из веры. Кроме того, я испытываю потребность описывать свои чувства. Я был бы несчастен, если бы мне пришлось подавлять в себе это.
Ты можешь представить себя на месте другого человека?
Думаю, что да.
То есть в песнях ты передаешь не только свои мысли?
Естественно, на человека ежедневно воздействует окружающая среда. В песнях Lacrimosa речь идет о вещах, которые касаются меня, через которые я прошел, которые пережил. Периодически я встречаю людей, которые рассказывают мне свои истории и хотят, чтобы я написал про это текст или песню - но я так не могу. Я могу, конечно, попытаться встать на их место, но никогда не смогу почувствовать связь, так как я это не пережил. Чувства не будут достаточно сильные, чтобы я мог их описать.
Ты используешь литературу для самовыражения?
Я бы хотел больше читать. К сожалению, на это не хватает времени. Мне нравится Кафка, он привлекает меня содержанием... У меня уже были попытки писать, до того как я вообще начал читать. Возможно, когда читаешь мало, но сам пишешь, доходишь до таких вещей, которые не пришли бы в голову, если о них где-нибудь прочитать. Потому что это впечатывается в мозг, и ты находишься под впечатлением.
Ты сомневаешься иногда в себе?
Постоянно.
Почему?
Хороший вопрос... Я задумываюсь о многих вещах, и с этого начинаются сомнения в себе. Но я думаю, что это здоровый признак, если, конечно, не перегибать палку. Таким образом можно развивать себя.
Считаешь ли ты, что нашел свой путь в жизни?
Я нашел ЕДИНСТВЕННЫЙ путь в жизни.
Ты уверен, что это действительно твой путь?
В некотором роде - да. Если бы пару лет назад все сложилось по-другому, и я бы не занялся музыкой, то я нашел бы свое счастье в другой сфере. Не знаю. В любом случае, это путь, которым я доволен.
В музыкальном плане ты развиваешься, а твои личные музыкальные пристрастия изменились/расширились?
Да, несколько расширились. Но эти два процесса не сильно связаны между собой. Я уже достаточно давно параллельно с готик-роком 80-х слушаю Death Metal, Pink Floyd или Дэвида Боуи. Все изменилось потому, что я серьезнее стал относиться к себе как к продюсеру. В принципе, я ставил себе как продюсеру конкретную цель, только начиная с "Inferno". Раньше я акцентировал внимание лишь на музыкальной стороне деятельности Lacrimosa и слабо представлял себе свои обязанности в качестве продюсера, а также ответственность, лежащую на мне. Я думаю, что при работе с ударными и гитарами можно попробовать так выделить звук, чтобы он был одновременно и плотный и прозрачный. И прежде всего потому, что меня уже давно привлекала комбинация "современных" и классических инструментов. Так спродюсировать и аранжировать все это, чтобы получилась самостоятельная вещь, чтобы это не была рок-пластинка в классическом стиле, а чтобы это была достойная рок-продукция, но в то же время "классико-совместимая". Все это требует жесткости и напористости. Кроме того, это хорошо подчеркивает двойственность текстов, их контраст, что я и хотел показать. На предыдущих альбомах мне этого не хватало, хотя я и не замечал. В таких песнях, как "Diener eines Geistes", я попытался сделать жесткую композицию, но в результате это не совсем получилось.
На последних альбомах присутствуют песни, написанные Анне. Планируется ли соло-проект?
Нет.
Вы сейчас проводите тур - хорошо ли принимается альбом?
Даже очень. Мы чрезвычайно удивлены. Это ведь не очень простая пластинка. Люди весьма воодушевлены. Практически только положительная реакция. Мне очень импонирует, что люди заметили честность пластинки. Люди понимают, что я хочу что-то сообщить.
Что последует за туром? Нечто вроде отпуска?
Вернемся обратно в контору, готовить к выпуску альбом "DREAMS OF SANITY", он выйдет в начале осени. Затем будет новая пластинка "BREATH OF LIFE". А потом мы подумаем, что будет дальше с "Lacrimosa". Сейчас мы решаем, что выпустить, - live-альбом или live-видео, так как мы записали несколько выступлений во время тура. Кроме того, нас ждет обычная работа на HALL OF SERMON.
Тебя не раздражают постоянные интервью?
Все зависит от... Они могут быть просто дерьмовые, а могут - интересные, если вопросы интересные. К счастью, те интервью, что я давал во время тура, были очень интересные. Это было здорово, ведь люди придумали занятные вещи, задавали умные вопросы. Это было прекрасно.
Ты хотел бы сказать что-нибудь в заключение людям, которым нравится твоя музыка?
Я могу только поблагодарить слушателей Lacrimosa за терпение, что, к сожалению, на этой сцене большая редкость. За то, что они нормально воспринимают все капризы и сюрпризы, имеющиеся на этой пластинке, и не судят по первому впечатлению. Это просто гениально.